20:04 Приветствую Вас Гость | RSS
KAYAKS.AT.UA
Активный отдых, снаряжение, водный туризм


Поиск
Наш опрос
Какие типы плавательных средств вы предпочитаете
Всего ответов: 135
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Каталог статей
Главная » Статьи » Снаряжение туриста

Надувные лодки.Общий обзор и классификация (Часть 2)

          "Егерь", "Скаут" и другие…




   В конце 80-х московская фирма "Магрип" (будущий "Рафтмастер"), стала одним из ведущих производителей рафтов и надувных каноэ. Если не по объемам производства, то уж по оригинальности конструкторских решений - точно! Взяв за основу наработки американской фирмы "AIRE", "Рафтмастер" запустил в серию несколько видов судов двухслойной конструкции. Уже позже руководство этой фирмы призналось, что дело было не в забугорном опыте, а в наличии отработанной и технологически более простой схемы "катамараностроения".
   Что такое - "двухслойная" конструкция корпуса надувного судна? Это силовая, формообразующая оболочка из плотной ткани, в которой делаются карманы (тоннели) для надувных емкостей. Емкости имеют достаточно условную форму и представляют собой "сосиски", большей, чем тоннели, длины. При нагнетании воздуха баллоны "распирают" оболочку, придавая ей определенную жесткость. Форма кроя оболочки определяет обводы всего судна.
Такая конструкция изначально применялась (и применяется по сей день) в производстве баллонов для сплавных катамаранов. Она имела определенные преимущества в отсутствие качественных тканей, так как обеспечивала большую "живучесть" корпуса. И, безусловно, облегчала жизнь производителям. Поскольку внешнюю оболочку можно было сшить и проклеить швы ПВХ-лентой. Что несколько проще точной склейки или ТВЧ-сварки.
   Итак, "Рафтмастер" развернул производство надувных лодок, которые именовались сначала каноэ, затем - байдарками. Сейчас найдено нейтральное определение - лодки. Первая лодка, "Егерь", была, бесспорно, событием. Появилась сравнительно легкая, довольно вместительная, достаточно прочная (в отличие от резиновых прототипов), одно-двухместная, посудина, позволявшая грести как байдарочными, так и канойными веслами. На ее основе была даже сделана спортивная модификация, отличавшаяся наличием системы самоосушения дна (самоотлива), под нетривиальным названием "Хот дог". Лодка была достаточно популярна в своем классе, позволяла сплавляться по порожистым рекам до 4 к.с., без риска поломки
   Время шло, "Рафтмастер", используя наработанный опыт, произвел на свет новую лодку - "Скаут". Будучи родным братом "Егеря", "Скаут" отличался заостренными носом и кормой. Других принципиальных нововведений не наблюдалось. Впрочем, как и у большинства подобных судов, отличить нос от кормы у "Скаута" сложно.
   Еще через некоторое время была выпущена семейная лодка - "Танго", отличавшаяся от "Скаута" большими размерами. Да, собственно, и "Скаут" имеет, так сказать, "размерный ряд" длины корпуса от 3,6 м до 4,7 м, при постоянной ширине.
   В погоне за "дешевым" сегментом рынка, "Рафтмастер", уже будучи ООО "Лодки и катамараны" (сохранив наименование "Рафтмастер" в качестве торговой марки), разработал и запустил в производство лодки "Рафтмастер-1" и "Рафтмастер-2", более легкие, без надувного дна (используется система пенно-надувных сланей), имеющих коленные упоры.


   Остановимся подробнее на достоинствах и недостатках "Скаутов", как наиболее типовой модели надувных лодок "Рафтмастера".
   Соотношение длины и ширины корпуса - вполне достаточное для удержания лодки на курсе, даже у модели "3,6". Диаметр баллонов обеспечивает брызгозащищенность гребцов на ровной воде и при небольшой волне.
   Грузоподъемность изрядная, позволяющая средних размеров гребцу (гребцам) взять с собой достаточно вещей даже для длительной автономки.
   Парусность. Соответствует высоте бортов.
   Вес. Вот вес подкачал. Здесь проявляется один из минусов двухслойной конструкции, ибо облегчать лодку можно только в ущерб качеству, т.е. прочности оболочки или баллонов. Впрочем, можно использовать качественные, но дорогие ПВХ-ткани типа "кэррингтон", продажная цена "Скаутов" (более 500 у.е.) позволяет это сделать. Но "Рафтмастер", похоже, является приверженцем традиционных отечественных материалов и добрых старых технологий, проверенных десятилетиями.
   Сборка судов двухслойных конструкций, по определению, не проста. Производитель рекомендует вставлять баллоны в оболочку в домашних условиях, что, по моему собственному опыту, не избавляет от необходимости "настраивать баллоны" на месте. Последовательность сборки до боли напоминает аналогичный процесс для байдарки "Щука" (см. выше), поэтому я не буду заострять на этом внимание. Несмотря на бодрые заявления производителей, сборка судна "с нуля" иногда занимает больше времени, чем сборка "Тайменя" опытным водником.
   Кроме того, система карманов для заправки баллонов "внакладку", т.е. когда встречные края карманов перекрываются, при нормальной эксплуатации обеспечивает регулярное попадание песка и грязи внутрь днищевых тоннелей. Помимо эстетического неудобства, это приводит к истиранию баллонов в процессе использования лодки.
Разборка и упаковка лодки проще, но, в соответствии с инструкцией, подразумевает "просушку в течение 3-х дней" и "удаление остатков влаги с помощью фена". После чего, по собственному опыту, неплохо бы еще эти внутренности пропылесосить!
   Ремонт. Ремонт внешней оболочки не более сложен, чем на "Таймене", а вот ремонт внутренних баллонов подразумевает их изъятие, просушку, и как следствие, сборку лодки "по новой". Правда, использование различных материалов подразумевает наличие в ремонтной аптечке двух разных видов клея. Очень мне понравилось в Инструкции предложение, на случай попадания воды внутрь баллона, "разрезать или… расклеить баллон по шву, вывернуть, просушить и склеить снова". Комментировать не буду!
Качество материалов и фурнитуры. Оставляет желать лучшего, и это, на мой взгляд, основная проблема "Рафтмастера". Патриотизм здесь, по-моему, не уместен. И если Александровская "тэза" по всем параметрам существенно уступает самым дешевым зарубежным аналогам, то ярославскую прорезиненную ткань, на сегодняшний день, используют только "самодельщики". Использование же примитивных клапанов "фланец с трубкой" обусловлено особенностями конструкции и не позволяет в полной мере использовать преимущества избыточного давления в баллонах. Что приводит к недостаточной жесткости корпуса.
   Качество изготовления. Говорят, стало лучше…
   Дополнительные конструктивные особенности, отсутствующие в базовой модели. Фартук - предлагается производителем при условии установки на корпус отдельных деталей, громко именуемых системой "Expedition". Впрочем, его необходимость подвергается сомнению. "Усовершенствованная" система самоосушения дна (Xtreme) - сливное отверстие непонятного назначения, поскольку, в силу "оригинальной конструкции", абсолютно не обеспечивает должную скорость слива воды из кокпита.
   Резюме. Неплохая идея (для своего времени), не получившая должного осуществления. Лодка хороша как экспедиционная, семейная (вариант "Танго", 4,5 х 1,6 м), для порожистых рек достаточно высокой категории сложности. Для почитателей двухслойных конструкций, пожалуй, единственный возможный, отечественный вариант (не считая малоизвестных лодок фирмы "RIG" из Уфы). Правда, ценник временами зашкаливает…


           "Ватерфлай" от "Тайм Триала"



   "Ватерфлай" - это монобаллонная, самоотливная надувная байдарка с открытым кокпитом. Производится Санкт-Петербургской производственной компанией "Тайм Триал". "Ватерфлай" выпускается из импортной лодочной ПВХ ткани плотностью 680 г/кв.м, 900 г/кв.м и 1100 г/кв.м в туристской и коммерческой модификациях.
   Днище этой лодки сконструировано так, что даже при приличном перегрузе (до 20%) воды внутри практически нет. Качественные импортные клапана позволяют достичь избыточного давления в баллонах, что придает ей жесткость, сравнимую с жесткостью пластикового судна. Неверующие могут ознакомиться с фотографиями на сайте производителя.
   Внутри лодки - ременные регулируемые бедренные упоры, которые позволяют управлять движением "Ватерфлая" по "каячному" принципу. Гребец сидит на дне (или на пенке), упираясь спиной в регулируемую надувную спинку. С 2005 года спинка снабжена системой ременных оттяжек, позволяющих сидеть в лодке с бОльшим комфортом.
   Сборка-разборка. Сборка производится одним человеком за 10-15 минут, с помощью ножного насоса "Браво". Больше НИЧЕГО делать не надо! Никаких внутренних баллонов, дополнительных шпангоутов и пр. Разбирается за 3-5 минут, при этом, если "Ватерфлай" помыть и протереть тряпкой "Сахара" (продаются в хозтоварах за смешные деньги) - можно сразу упаковывать. В 130-литровую упаковку (индпошив) влезают 2 "Ватерфлая", весла, гидры, водные тапки, спасики, ремнабор и насос.
   Загрузка. Два драйбега, 60 и 80 л, живут в "единичке" без проблем, спереди и сзади. В варианте "1 в 2" спокойно влезали, соответственно, 60 и 120 л. А куда больше? На речках до 3 к.с. включительно даже не требует наличия планок крепления багажа. Достаточно страховочной стропы, продетой через кольца лееродержателей.
Поведение на воде. Крейсерская скорость - около 5 км/ч. Можно выжать больше, но поддерживать такой темп достаточно тяжело. Лодка не любит мелкой ряби, скорость падает почти вдвое. Против ветра идет неплохо, существенного дрейфа не наблюдается. А вот боковой ветер "Ватерфлай" не любит, сказывается повышенная парусность и отсутствие киля.
   Не очень любит и попутный ветер, начинает сильно рыскать на курсе, хотя и дрейфует в нужную сторону. При очень сильном попутном ветре иногда проще поставить лодку лагом к ветру и не грести. При боковом ветре, немного приспособившись, можно грести с одной стороны, как на каноэ.
   Лодка маневренна, хотя имеет некоторую инерцию, излишнюю при быстром маневре. Впрочем, думаю это связано с моей комплекцией. В большинстве случаев не требуется делать крена, но если уж делать, то глубокие. "Ватерфлай" - лодка "кусачая", но это компенсируется самоотливом. В определенный момент, освободившись от воды, она всплывает, выравнивая крен.
   Совершенно не боится камней и шкуродеров. При "мертвой" посадке на два "зуба" - даже не прогнулась, хотя я сидел по пояс в воде. Но самоотлив работал великолепно. При посадке на камень просто подставляешь струе борт - и уходишь на развороте. "Ватерфлай" прощает очень многое! Прекрасно реагирует на каячную технику гребли - поперечное смещение, подтяги к носу и корме и пр. Естественно, при наличии нормального весла.
Весла. Требуются немного более длинные весла, чем для КНК или СН2. Но не длиннее 215 см.
   Ремонт. Поставить не очень большую заплатку можно минут за 20, сложный ремонт занимает от 40 минут до часа. Протрите поверхность сухой тряпкой, затем - спиртом (не пожалейте 10 граммов, высохнет быстрее). Промажьте склеиваемые поверхности клеем, подсушите, промажьте еще раз, прикатайте. Еще полчаса на сушку - и можно грузиться (если есть необходимость). Еще ни одна из оперативно поставленных заплаток не отстала, хотя дома я пытался их оторвать. Правда, клеем я пользуюсь специальным, итальянским, двухкомпонентным. Кстати, таким же образом клеятся любые суда из ПВХ тканей.

   Резюме
   Первая достаточно универсальная лодка, предназначенная как для покатушек и коммерческого сплава, так и для среднесрочных походов по рекам до 4 к.с. включительно. Позволяет ходить в автономе, соло, дуо или небольшими компаниями, на однотипных судах. Не требует высокой техники гребли. На порогах обеспечивает приемлемую безопасность сплава даже для "чайников". "Ватерфлай" лишен многих недостатков, присущих надувным судам туристского класса. Да, еще одно - без гидрокостюма на "Ватерфлае" можно ходить только жарким летом. Ибо капает с весел…
Категория: Снаряжение туриста | Добавил: admin (10.02.2011)
Просмотров: 1925 | Комментарии: 2 | Теги: скаут, Ватерфлай, Рафтмастер, егерь, надувные лодки | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 Serghep  
0
<a href=http://zmkshop.ru/>металлоконструкции в пятницу</a>

Имя *:
Email:
Код *:
Облако тегов
Рассылка
Рассылка на E-mail

rss2email
Друзья сайта
Запорожье. Городской портал. All Rights Ignored © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz